Термин «диагностика» появился в технике сравнительно недавно. Подобно тому, как в медицине по косвенным признакам (температура, состав и давление крови, частота сердцебиения) определяется вид заболевания человека, в технике для определения технического состояния механизмов могут быть использованы некоторые явления, сопровождающие работу этих механизмов. Это и вибрации, возникающие при соударении деталей, и прорыв газов из камеры сгорания в картер, и расход топлива и масла, и многие другие явления. Причем, техническое состояние двигателей определяется, как правило, без их разборки.
В наше время показалось бы весьма странным, если бы для выявления какого-либо простого вида внутреннего заболевания человека производили его вскрытие. Медицина располагает достаточно богатым опытом, совершенными методами и средствами для того, чтобы безошибочно устанавливать диагноз по косвенным признакам. В технике же дело обстоит совершенно по-иному. Нередко даже в крупных автотранспортных предприятиях для того, чтобы убедиться в исправности агрегата или системы, производят его частичную или полную разборку. Еще хуже с автомобилями, находящимися в частном пользовании. Средний годовой пробег их в нашей стране составляет 8—10 тыс. км, а двигатели таких автомобилей, как «Волга», «Жигули» могут отработать до капитального ремонта более 8 тыс. часов, что соответствует пробегу автомобиля более 250 тыс. км. Практически же очень часто разборка двигателя производится не но фактической потребности, а значительно раньше. Стремление подвергнуть двигатель ремонту раньше потребности отчасти объясняется силой традиции, устаревших представлений о долговечности механизмов.
При этом упускается из виду, что конструкции и технология изготовления двигателей непрерывно совершенствуются. За последние 10 лет долговечность отечественных автомобильных двигателей возросла более, чем в 2 раза. Если поршневые кольца первых двигателей ЗИЛ-130 нужно было заменять через 80—100 тыс. км пробега, то ресурс этих колец в настоящее время превышает 200 тыс. км. Подобные примеры можно было бы привести для многих других деталей.
Кроме того, незнание методов диагностики двигателей, а порою и несовершенство их, является причиной того, что автомобили и их агрегаты подвергаются ремонту на основании субъективных заключений обслуживающего персонала, а не по фактической потребности. В то же время известно, что любая разборка механизма отрицательно влияет на его дальнейшую работоспособность. С какой бы тщательностью ни была произведена разборка и сборка, режим затяжки крепежных соединений всегда отличается от первоначального. Вследствие деформации материала деталей изменяется их геометрическая форма, нарушается соосность и т. д. Это приводит к тому, что при дальнейшей работе механизма вновь происходит приработка деталей, так называемая вторичная приработка, которая, как известно, сопровождается повышенной скоростью износа деталей. По некоторым данным, на вторичную приработку затрачивается до 30% ресурса безотказной работы механизмов, что резко снижает срок их службы.
Нередко встречается и другая крайность: автомобиль или его агрегат подвергаются ремонту после аварийной поломки, когда отдельные детали не подлежат восстановлению и их приходится заменять новыми. Восстановление других деталей связано с более сложными и дорогими технологическими процессами. Например, в обычном случае коленчатый вал двигателя подвергается при ремонте проточке и шлифовке. Этот способ -4- способ ремонтных размеров — один из самых дешевых и обеспечивает высокую долговечность коленчатых валов. Но если шейки вала вследствие аварийной поломки имеют глубокие задиры, оплавления, их приходится протачивать, наплавлять, вновь протачивать, шлифовать и подвергать термообработке. Ремонт, таким образом, значительно усложняется. Кроме того, общий срок службы деталей до полной выбраковки в этих случаях обычно резко сокращается. Следовательно, как чрезмерно ранний, так и поздний ремонт автомобиля или его агрегата весьма нежелательны.
Своевременно прекратить эксплуатацию автомобиля и подвергнуть его ремонту можно только в случае применения объективного инструментального диагностирования технического состояния.
Диагностика в технике не случайно претерпела наиболее бурное развитие именно на автомобильном транспорте. Автомобиль — достаточно сложная система, в которой для хорошей работы всей машины в целом нужна надежная и согласованная работа ее отдельных агрегатов и механизмов. Кроме того, автомобили в масштабе страны исчисляются десятками миллионов, и их эксплуатацией занимается огромное количество людей. Отсюда понятно, что обеспечение надежной, безотказной работы автомобилей — важная народнохозяйственная задача.
Двигатель принято называть сердцем автомобиля. Он является наиболее сложным и дорогостоящим агрегатом. Техническое состояние его во многом зависит от исправности всего автомобиля. Поэтому развитию методов и средств диагностики уделяется огромное внимание.
Диагностирование, в отличие от обычного контроля, ставит перед собой задачу определения технического состояния автомобиля или его агрегата для прогнозирования pecjpea дальнейшей безотказной работы. При этом диагностирование должно производиться на основании исследования, преимущественно без разборки механизмов, с помощью новейших достижений науки и техники.
Диагностика технического состояния системы — отрасль науки, изучающая и устанавливающая признаки неисправного состояния, методы, принципы и оборудование, при помощи которых дается заключение о техническом состоянии системы без разборки и прогнозирование ресурса ее безотказной работы.
Диагностирование — это один из видов технических воздействий, направленных на поддержание автомобиля в исправном состоянии.
Диагностирование — часть контроля технического состояния системы по диагностическим параметрам. Снятие отдельных деталей для присоединения измерительных приборов не является разборкой.
Система — упорядоченная совокупность совместно действующих объектов, предназначенная для выполнения заданных функций. В качестве системы можно рассматривать двигатель или его механизмы, например, кривошипно-шатунный механизм.
Элемент — объект (часть системы), входящий в систему и выполняющий в ней заданные функции. Элементами двигателя являются отдельные его узлы и детали.
Структура системы — определенная взаимосвязь, взаиморасположение составных частей (элементов), характеризующая устройство и конструкцию системы.
Параметр — качественная мера, объясняющая свойство системы, элемента или явления, в частности, процесса. Параметр, используемый при диагностировании, называется диагностическим.
Значение параметра — количественная мера параметра.
Структурный параметр - качественная мера, характеризующая свойство структуры системы или ее элемента.
Основной структурный параметр — качественная мера возможности выполнения системой заданных функций.
Второстепенный структурный параметр — качественная мера, характеризующая удобство эксплуатации, внешний вид, техническую эстетику и другое. Под структурным параметром подразумевается геометрическая форма, размеры, взаимное расположение и сопряжение элементов, чистота их поверхности, микроструктура материала и т. д.
А вы вкурсе что на FroGik.Ru можно без регистрации абсолютно бесплатно скачать
Cut The Rope. Лучший портал рунета. Все бесплатно и по прямой ссылке!