Безотказная работа автомобильного двигателя во многом зависит от надежности отдельных его систем, прежде всего, от системы зажигания и электрооборудования.
Как указывалось выше, на их долю приходится до 45% всех отказов двигателя. Причинами неисправностей могут быть естественный износ и нарушение регулировок. Своевременное и достоверное определение технического состояния отдельных элементов способствует повышению эксплуатационных показателей работы автомобиля.
Для визуального контроля правильности установки начального угла опережения зажигания может успешно использоваться переносной стробоскопический прибор Э-102, выпускаемый Новгородским опытно-экспериментальным заводом «Автоспецоборудование». Определение угла опережения зажигания производится по видимому положению контрольных меток на маховике коленчатого вала при импульсном подсвечивании венца маховика
специальной лампой.
С помощью прибора Э-102 можно проверять работоспособность центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания. Электрическая схема прибора состоит из следующих элементов: трансформатора; транзисторов Ti и Т2; диодов Д!—Д5; конденсаторов Ci и С2; резисторов Ri—R3; кнопки КН,; стробоскопической лампы Ль зажимов Ki и Кг и щупа с проводом Кз- Диод Д[ служит для защиты схемы прибора при неправильном подключении к аккумуляторной батарее автомобиля.
Двухтактный генератор на транзисторах преобразует постоянное напряжение 12 В от аккумуляторной батареи автомобиля в переменное напряжение, которое снимается со вторичной обмотки силового трансформатора и выпрямляется полупроводниковыми диодами Д2—д5. Постоянное напряжение с выпрямителя подается в накопительное устройство для лампы, состоящее из конденсатора С2 и резистора R3. Резистор R3 выполняет роль ограничительного сопротивления, а конденсатор С2 при зарядке накапливает энергию, необходимую для работы лампы Ль.
При работающем двигателе автомобиля импульс искры со свечи первого цилиндра снимается с помощью щупа Кз и подается на поджигающий электрод лампы, которая загорается и потребляет энергию, запасенную конденсатором С2 в период зарядки. При этом стробоскоп испускает световой луч в виде вспышек, синхронных с моментом зажигания первого по порядку работы цилиндра.
Стробоскопический эффект позволяет наблюдать на всех режимах работы двигателя сдвиг между моментом зажигания и верхней мертвой точкой поршня, что дает возможность контролировать начальный угол установки зажигания и работу автоматов опережения зажигания. Прибор Э-102, выполненный конструктивно в виде пистолета, подключается к системе электрооборудования автомобиля тремя проводами.
Перед проведением контрольных операций необходимо проверить наличие меток для установки зажигания на маховике, на картере маховика или сцеплении. Заводы-изготовители предусматривают устройство меток в виде стального шарика, указателя и т. д. Места расположения подвижных и неподвижных меток и их характеристики указаны в таблице.
Перед работой с прибором желательно обвести метки белой краской или мелом.
Проверка правильности установки начального угла момента зажигания производится в следующем порядке: двигатель запускается и прогревается до нормального теплового состояния, после чего устанавливаются минимальные обороты холостого хода. Трубка вакуумного регулятора отсоединяется от капсулы распределителя зажигания. Нажатием на клавишу пистолета включается стробоскопическая лампа и световой луч прибора направляется на метки. При правильной установке зажигания и постоянной скорости вращения коленчатого вала двигателя вследствие стробоскопического эффекта подвижная метка точки зажигания будет казаться неподвижной и находиться против метки на картере.
При несовпадении установочных меток необходимо отрегулировать момент зажигания. Регулировка производится при работающем на тех же оборотах двигателе путем медленного поворачивания корпуса прерывателя вправо или влево до такого положения, при котором установочные метки в свете стробоскопической лампы совпадут.
Для проверки работы центробежного регулятора опережения зажигания необходимо плавно увеличить скорость вращения коленчатого вала двигателя. При неисправности центробежного регулятора подвижная метка будет рывками смещаться по отношению неподвижной. В случае исправности регулятора смещение метки должно быть плавным. Возможными причинами неисправностей могут быть заклинивание грузиков центробежного регулятора или заедание осей.
Проверка вакуумного регулятора опережения зажигания производится при оборотах двигателя в пределах 2000—2500 в минуту. При этом необходимо резко подключить трубку вакуумного регулятора. Вследствие появления разрежения метка должна резко отклониться.
Если вакуумный регулятор неисправен, метка останется в прежнем положении. Причинами неисправности вакуумного регулятора могут быть неплотности соединения в штуцерах или засорение трубки.
Для определения момента зажигания рабочей смеси западногерманская фирма «Сименс» выпускает достаточно простой прибор. При помощи датчиков, устанавливаемых соответственно в цепь высокого напряжения и на картере маховика, по градуировке шкалы прибора определяется угол опережения зажигания.
В последние годы для быстрого и точного контроля процессов зажигания и других параметров работы двигателей широкое применение нашли диагностические стенды и приборы с осциллографами. При достаточно высокой подготовке обслуживающего персонала в области электронной техники использование осциллографов для оценки технического состояния двигателей может быть весьма эффективным. На рисунке показаны осциллограммы низкого и высокого напряжения системы зажигания, на которых выделены следующие характерные моменты.