Информация → Методы поэлементной диагностики двигателей > Страница 3Если обнаружатся неплотности в клапанах, поршне вых кольцах или головке блока, то следует уточнить состояние цилиндров путем замера утечки при положении поршня и в начале такта сжатия. Для этого нужно отсоединить прибор от штуцера, ввернутого в головку блока, разтормозить двигатель и выключить передачу. Вращая коленчатый вал рукояткой, установить конец стрелки, надетой на валик прерывателя, против отметки на шкале, соответствующей началу такта сжатия в первом цилиндре. Двигатель вновь затормозить и соединить прибор со штуцером. Состояние зеркала цилиндра в этом случае характеризуется разностью утечки воздуха при положении поршня в конце такта сжатия (ВТМ) У 2 и в начале такта сжатия У. Если эта разность больше величины, указанной в таблице, то цилиндропоршневую группу необходимо подвергнуть ремонту.
По величине утечки воздуха при положении поршня в начале такта сжатия также можно судить о состоянии поршневых колец клапанов. Для этого необходимо отсоединить прибор от двигателя и воздушной магистрали. Установить запорным вентилем давление в воздушной магистрали не выше 4,5 кгс/см2 и соединить шланг воздушной магистрали непосредственно со штуцером, ввернутым в головку блока, минуя прибор. В этом случае, благодаря более высокому давлению, четко прослушиваются утечки через различного рода неплотности. Если сильно изношены рабочие поверхности поршневых колец, поршней и гильз цилиндров, то сильный шум прорывающегося воздуха ясно слышен в маслозаливной горловине при помощи стетофонендоскопа. Если неплотно прилегают клапаны, то визуально наблюдаются колебания пушинок индикатора утечки, который вставляется в отверстие для свечи согласно таблице. При нестабильности показаний прибора, то есть различии показаний при двух замерах в одном и том же положении поршня, и значительной величине утечки воздуха имеет место одна из следующих неисправностей двигателя: зависание клапанов (при этом слышится сильный шум через отверстие для свечи соответствующего цилиндра); поломка или пригорание колец (слышится шум через маслозаливную горловину); прогорание прокладки головки блока (при этом наблюдается обильное появление пузырей воздуха между головкой и блоком или в заливной горловине радиатора, а также слышится сильный шум от воздуха, проходящего в смежный цилиндр через разрушенную перемычку прокладки блока и головки). Определение технического состояния остальных цилиндров производится аналогично вышеизложенному. При этом установка поршня в начале и конце такта сжатия производится по шкале и стрелке, установленным на прерыватель, согласно порядку работы цилиндров двигателя. При проверке дизельного двигателя необходимо установить и закрепить в гнезде для форсунки первого цилиндра штуцер с резиновым наконечником и надеть на него сигнализатор. Нахождение конца такта сжатия первого цилиндра и порядок проверки состояния цилиндропоршневой группы, а также определение неисправностей дизельного двигателя аналогичны изложенным выше одноименным операциям по карбюраторному двигателю. Нахождение начала и конца такта сжатия в последующих цилиндрах производится по специальному указателю, согласно порядку работы цилиндров. Оригинальный способ проверки технического состояния поверхностей цилиндров и поршней автомобильных двигателей применяют в ФРГ с помощью своеобразного перископа — промышленного эндоскопа. Прибор, состоящий из тонкой стальной трубки длиной 20 см и бинокулярного микроскопа, вставляется в цилиндр двигателя через свечное отверстие. Миниатюрная электрическая лампочка, вмонтированная в трубку на ее конце, освещает проверяемые поверхности. Оптическая система, также вмонтированная в трубку и состоящая из объектива и призмы, передает изображение в поле зрения микроскопа. Подобным эндоскопом можно проверять состояние не только цилиндров, но и других труднодоступных узлов автомобиля — внутренних камер карбюраторов, глушителя, выхлопных труб и т. д. В последние годы все более широкое распространение получают способы акустической диагностики, основанные на использовании вибрационных и шумовых характеристик. Известно, что при достижении определенных зазоров в сопряжениях деталей в результате износа, во время работы двигателя появляются динамические нагрузки и сопровождающие их стуки. Наличие знакопеременных нагрузок на основных деталях двигателя — поршне, шейках коленчатого вала, верхней головке шатуна — позволяет отчетливо выделять вибрационные характеристики отдельных пар сопряженных деталей и при наличии специального оборудования определять их величину. Прослушивание двигателя без применения специального оборудования является недостаточно достоверной, субъективной проверкой его технического состояния. До стоверность опенки зависит от квалификации контролера. В большинстве случаев стуки начинают прослушиваться только тогда, когда зазоры значительно превышают максимально допустимые, то есть, когда уже име ют место аварийные износы. Установлено, что для подшипников коленчатого вала двигателей семейства ГАЗ, максимально допустимым зазором является 0,11 — 0,12 мм, а стук начинает прослушиваться только при зазоре 0,15 мм. Применение всевозможных стетоскопов, фонендоскопов и шумомеров расширяет возможности контроля технического состояния, но не позволяет произвести объективную оценку, так как эти приборы только усиливают шум и стук, не исключая влияния субъективного фактора. Начиная с некоторого граничного значения зазора, интенсивность динамической нагрузки на сопряженные детали становится настолько большой, что вызывает форсированный износ деталей. Величину этого зазора можно косвенно определить, измеряя уровень вибрации в определенных зонах, обозначенных на блоке цилиндров. Метод диагностики технического состояния двигателя по параметрам вибрации выгодно отличается от рассмотренных раннее тем, что позволяет количественно оценивать величины зазоров в сопряжениях при работающем двигателе. Это обеспечивает высокую достоверность оценки технического состояния. Но, наряду с несомненными достоинствами метода, он обладает и недостатками. Практическому применению его должна предшествовать трудоемкая исследовательская работа по установлению зависимостей между величинами зазоров и параметрами вибрации, а также по определению гранично допустимых значений зазоров для каждого вида сопряжений. Методика диагностирования усложняется еще тем, что на спектр вибрации оказывают влияние такие факторы, как угол опережения зажигания, качество топлива, угол опережения впрыска в дизелях, тепловой, нагрузочный и скоростной режимы работы двигателя. Разновидностью акустической диагностики является диагностика с помощью ультразвука. Сущность методики заключается в том, что ультразвуковые волны, отраженные от поверхностей проверяемых деталей, улавливаются специальным прибором в виде диаграмм на экране осциллографа. По характеру и расположению диаграмм судят о состоянии проверяемых поверхностей. Источником ультразвуковых волн является специальный генератор, выполненный в виде зонда, на конце которого находится головка с кристаллом, излучающим ультразвуковые волны. Визуальное распознавание диагностических диаграмм на экране прибора не представляет трудностей. При этом определяется не только вид дефекта, но и его расположение относительно головки зонда. Чтобы быть уверенным в правильности показаний при проверке, обследуемая зона должна быть свободна от ложных сигналов. Последние по внешним признакам отличаются от сигналов, отраженных от проверяемых поверхностей. С помощью ультразвукового метода можно обнаружить даже мельчайшие усталостные трещины в самом начале их возникновения и тем самым предотвратить разрушение детали. Одним из новых направлений в развитии методов диагностики технического состояния двигателей, приобретающим все более важное значение в последние годы, является диагностика по параметрам картерного масла. При этом встречаются различные разновидности использования данного метода. О техническом состоянии двигателя можно судить: по размеру частиц продуктов износа в картерном масле; содержанию в масле негорючих примесей; абсолютной концентрации отдельных элементов продуктов износа в масле; по динамике накопления продуктов износа в масле. Сущность данного метода будет изложена далее. |
Интересное
Навигация
Реклама
Рекомендуем
После проявления и сушки пластины измеряются почернения спектрограмм при помощи микрофотометра.На основании данных, полученных при расшифровке спектров эталонов, по методу наименьшей суммы квадратов отклонений строятся градуировочные графики. Концентрации элементов в пробе масла определяются при помощи полученных градуировочных графиков по таблицам логарифмов или антилогарифмов.
Осциллограммы низкого напряжения системы зажигания: размыкание контактов прерывателя; общая энергия катушки и конденсатора разряжается в виде затухающих колебаний, которые продолжаются в процессе искрового разряда; при прекращении искрового разряда оставшаяся энергия катушки также проявляется в форме затухающих колебаний
|