Как указывалось выше, метод диагностики технического состояния двигателей по содержанию продуктов износа в картерном масле характеризует высокая достоверность оценки. Содержание продуктов износа в пробах масла определяется, главным образом, спектральным и химическим способами. При этом, в зависимости от конструкции и типа двигателя, от возможностей имеющегося оборудования, в каждой пробе определяется содержание от 6 до 16 характерных элементов продукта износа. Однако, при практическом использовании метода встречается ряд трудностей, которые в условиях автотранспортного предприятия или станции технического обслуживания не всегда удается преодолеть.
Сложность методики диагностирования заключается в следующем. При использовании химического или спектрального анализа в пробе масла определяется общее содержание какого-либо элемента, например, алюминия, железа. В этом случае нельзя установить, является ли данное количество элемента продуктами износа или оно входит в состав исходного неработавшего масла. Для смазки современных двигателей применяются масла с различными присадками. В частности, в них могут быть те же элементы, которые поступают в масло в виде продуктов износа. Такие элементы, как цинк, барий, кобальт входят в масло в значительных количествах. В отдельных случаях с присадкой в масло вводится большее количество какого-либо элемента, чем с продуктами износа. Поэтому нужно предусматривать анализ исходного масла. А при определении содержания продуктов износа, необходимо учитывать первоначальный химический состав масла. При работе двигателя присадка частично отфильтровывается, угорает. Затем, после доливки или замены масла, содержание этих элементов в присадке вновь увеличивается.
Сложность проведения анализа также препятствует широкому внедрению данного метода диагностики технического состояния двигателей в условиях автотранспортного предприятия.
Спектральный способ позволяет одновременно определять содержание нескольких элементов, практически всех подлежащих определению. Но трудоемкость анализа и в этом случае велика.
Существуют также фотоэлектрические установки для экспресс-анализа. Производительность их высокая, но широкому применению препятствует большая стоимость установок.
Для того, чтобы максимально упростить методику диагностирования, необходимо ограничить количество элементов, чтобы получение достоверного результата обеспечивалось минимальными затратами времени и средств. Было установлено, что в большинстве случаев достаточно проводить анализ пробы масла на содержание железа. Ибо в любом двигателе внутреннего сгорания по меньшей мере одна из двух сопряженных деталей состоит из железа. Существует также следующая закономерность: когда начинает ускоренно изнашиваться какая-либо деталь сопряжения, одновременно изнашивается и работающая с ней в паре. Таким образом, если возникает неисправность, например, в цилиндропоршневой группе, то в масло начинает интенсивно поступать алюминий с поршней и железо (чугун) с гильз цилиндров. Из рисунка видно, что закономерность изменения концентрации железа в картерном масле подобна аналогичным закономерностям для других характерных элементов — алюминия, свинца, хрома, меди и др. Весьма важным обстоятельством является то, что это подобие имеет место как в случае нормального состояния двигателя, так и при возникновении неисправности. Кроме того, концентрация железа в масле обычно значительно выше остальных элементов. А чем выше концентрация, тем легче и точнее ее определить.
Железо ферромагнитно и для определения содержания его в пробе масла можно использовать приборы и способы, основанные на взаимодействии магнитных моментов пробы и прибора. Отличительной особенностью способов анализа, основанных на использовании подобных приборов, так называемых магнитометров, является весьма высокая производительность и полная сохраняемость пробы.
Следует знать, что не все железо в продуктах износа ферромагнитно. Часть его попадает в масло в виде окислов. Но количественное соотношение металлического и неметаллического железа нетрудно установить, поэтому указанное обстоятельство не является препятствием для использования магнитометров.
При использовании данной методики не всегда можно определить неисправное сопряжение. Однако, с точки зрения современных представлений о капитальном ремонте двигателей в этом нет необходимости. Капитальный ремонт производится в подавляющем большинстве обезличенно. Поэтому каждая деталь проходит дефектовку.
Еще предлагаем узнать где лучше
купить вышиванку. Вышиванку с Закарпатья надо покупать только на нашем сайте.