Используя то обстоятельство, что поломке деталей, подвергающихся износу, предшествует местное поверхностное разрушение материала, отдельные исследователи определяют характер и степень повреждения поверхностей деталей, исследуя количество, размер, материал и конфигурацию частиц продуктов износа. Для отделения частиц от массы рекомендуется использовать фильтры, электрические методы, центробежные силы, магниты. Определить материал частиц можно с помощью химического и спектрального методов анализа. Размеры и конфигурация частиц могут быть определены визуально с использованием оптического оборудования. Частицы продуктов износа можно подразделить на две группы. К первой относятся частицы малых размеров (порядка 2,5-Ю-6 мм), соответствующие нормальным условиям трения. Вторая группа частиц отличается от первой как по форме, так и по размерам, и соответствует явлениям поверхностного разрушения материала деталей. Размеры частиц этой группы — до 0,25 мм и более.
Несомненным достоинством рассматриваемой разновидности метода является то, что она позволяет оценивать протекание явлений износа сопряженных деталей и, тем самым, наилучшим образом характеризовать техническое состояние механизма. Но большая трудоемкость и сложность проведения анализа представляют серьезные трудности для практического применения метода.
Имеются попытки использования в качестве оценочного параметра при диагностировании технического состояния двигателей содержания негорючих примесей в картерном масле. Наиболее эффективная оценка технического состояния двигателя по параметрам картерного масла достигается в случае определения, концентрации отдельных элементов продуктов износа в масле. Учитывая то обстоятельство, что процесс накопления продуктов износа в масле является саморегулируемым, большинство исследователей предлагают диагностирование производить по следующей схеме. Предварительно устанавливаются стандартные максимально допустимые для нормального технического состояния двигателя значения концентраций отдельных характерных элементов в картерном масле. В качестве таких служат легирующие элементы или составные части сплавов. Как видно из таблицы 9, для двигателей семейства ГАЗ характерным элементом для определения износа вставок гильз цилиндров является никель, для поршней — кремний, для втулок верхних головок шатунов — медь.
Затем из системы смазки двигателя с определенной периодичностью отбираются пробы масла, в которых одним из существующих способов определяют концентрацию тех же элементов. Полученные значения сравниваются с максимально допустимыми. Превышение концентрации какого-либо из характерных элементов максимально допустимого значения свидетельствует о возникновении аварийных явлений в группе сопряжений, для которых данный элемент является характерным (в каждом конкретном случае это зависит от конструкции двигателя).
Из всех рассмотренных методов диагностики технического состояния двигателей внутреннего сгорания наилучшим образом определять скорость изнашивания сопряженных деталей позволяет метод, основанный на исследовании содержания примесей в картерном масле. Скорость изнашивания является важнейшим критерием технического состояния сопряжения. Метод диагностики по параметрам картерного масла имеет явные преимущества даже перед таким совершенным методом, как виброакустический. Основные преимущества заключаются в высокой достоверности и возможности индивидуального диагностирования. При постановке диагноза получаемые в результате замеров величины параметров могут сравниваться не с усредненным для данной марки двигателя стандартным значением, а с конкретными показателями, характерными для обследуемого механизма. Иными словами, при использовании рассмотренных ранее способов определения технического состояния двигателей первоначально косвенно определяются величины структурных параметров, главным образом, зазоров, а затем, на основании этих данных, делается предположение об условиях трения в обследуемых сопряжениях. Метод диагностики технического состояния двигателей по параметрам картерного масла позволяет вначале сделать заключение о протекании процессов трения, а затем, на основании полученных данных, наиболее вероятными методами установить величины структурных параметров. Это весьма важное различие, так как неисправность может возникнуть не только при достижении определенного максимально допустимого значения зазора в сопряжении, но и при незначительном зазоре, например, в случае засорения магистрали масляного насоса и недостаточном поступлении масла. Следует также помнить, что главной целью диагностирования является не определение величины структурных параметров, а получение заключения об исправности механизма, которая зависит прежде всего от условий трения.
Пропонуємо дізнатись де можно
недорого купити вишиванку. Вишиванку в Києві треба купляти тільки на нашому сайті.