Информация → Диагностика технического состояния двигателей > Страница 2Проанализировав состав выхлопных газов по содержанию компонентов, характеризующих полноту сгорания, можно дать оценку составу рабочей смеси и исправности системы питания в целом. Компоненты выхлопных газов различаются по атомным весам, плотности, теплопроводности. Измерение этих величин может производиться с помощью различных приборов, в том числе электрических и электронных, непосредственно на постах диагностики.
Приборы для анализа отработанных газов по принципу их действий можно подразделить на несколько групп. Получили распространение приборы, действие которых основано на определении теплового эффекта сгорания окиси углерода на каталитически активной платиновой спирали. Принципиальная электрическая схема такого прибора представляет собой неравновесный мост постоянного тока (рис. 3). Две платиновые спирали — измерительная Ri и сравнительная R2 — составляют два плеча моста. Постоянные сопротивления R3 и R4 — два других плеча. Питание осуществляется от батареи Б. При прохождении через прибор чистого воздуха мост находится в равновесии. Когда же в анализируемой среде содержится горючий газ, он сгорает на платиновой спирали рабочего плечевого элемента Ri, что вызывает нарушение балансировки моста. При этом температура спирали повышается, и сопротивление ее увеличивается. По диагонали моста проходит ток, величина которого пропорциональна концентрации анализируемого компонента. По такому принципу работают отечественный прибор И-СО и японский CO-6S. Широко применяются также инфракрасные анализаторы газа, действие которых основано на поглощении части спектра инфракрасного излучения при прохождении его через анализируемую среду. При этом газ нагревается и вызывает периодические колебания давления, воспринимаемые микрофоном. Принципиальная схема одного из таких приборов — недисперсионного инфракрасного спектрометра-анализатора ЕЩ-11, применяемого во многих странах мира для определения содержания окиси углерода в выхлопных газах, — представлена на рисунке 4. Пределы измерения — 0-М2%. Прибор позволяет вести непосредственное визуальное наблюдение за показаниями и запись при помощи самописца.В зависимости от протекания рабочего процесса в выхлопных газах появляется то или иное количество водяных паров. Для определения содержания двуокиси азота используется недисперсионный ультрафиолетовый спектрометр-анализатор (рис. 5), принцип действия которого аналогичен инфракрасному анализатору. Содержание окислов азота в выхлопных газах можно определить и по методу хемилюминесцентной фотометрии (рис. 6). Газоанализаторы выполняются как портативные приборы. При замерах датчик устанавливается в выхлопной трубе. Количественный состав выхлопных газов, по данным профессора Н. Я. Говорущенко, характеризуется данными таблицы 3. При бедных смесях в составе продуктов сгорания наблюдается повышенное содержание кислорода, при богатых и неполном сгорании — большой объем окиси углеродов, углерода и паров топлива. По результатам анализа отработанных газов двигателя можно сделать заключение о величине коэффициента избытка воздуха и определить характер и условия сгорания. Содержание окиси углерода зависит от соотношения топлива и воздуха. Повышенное содержание углеводородов указывает на наличие в выхлопных газах несго-ревшего топлива. Если при высоких оборотах коленчатого вала резко открыть дроссельную заслонку, незначительно увеличивая обороты, то содержание окиси углерода и углеводорода с некоторым запозданием повысится и тем самым укажет на работу насоса-ускорителя. Слишком низкие значения окиси углерода и высокие — углеводородов укажут на подсосы в системе всасывания. Для выявления неисправностей системы зажигания и отличия их от неполадок смесеобразования необходимо частично перекрыть диффузор карбюратора, одновременно следя за показаниями аппаратуры измерения. Если показания не изменяются, следует искать неисправность в системе зажигания, при уменьшении содержания углеводородов — в смесеобразовании. Существуют некоторые особенности диагностики электронных систем впрыска топлива. В настоящее время часто применяют электронные системы, основанные на принципе регулирования времени непосредственного впрыска. При диагностике этих систем можно сделать заключение только по измерениям углеводородов в каждом цилиндре, поочередно выключая зажигание отдельных цилиндров и одновременно измеряя содержание углеводородов в выхлопной трубе. Аналогичным образом поступают при определении массы впрыскиваемого топлива на группу цилиндров. Если для определенной группы цилиндров или одного из них содержание углеводородов не повышается, а перед испытаниями общая концентрация их была низкой, то следует искать неисправность в системе зажигания. При подобных проверках систем с электронным регулированием впрыска топлива необходимо соблюдать требования инструкций заводов-изготовителей двигателей. Вследствие того, что приборы для определения углеводородов очень чувствительны к парам бензина, их применяют и для проверки негерметичности топливной системы. В некоторых случаях чувствительность прибора так высока, что негерметичность выявляется еще до появления подтеков топлива. Поэтому такие приборы используются в местах, где из-за дефектов прокладки головки блока цилиндров отработанные газы попадают в систему водяного охлаждения. Существует метод контроля технического состояния цилиндропоршневой группы двигателя по расходу масла на угар. С износом поршневых колец и канавок в поршне по высоте увеличивается насосное действие колец в процессе работы и проникновение масла в камеру сгорания. С увеличением зазоров в замках колец повышается прорыв газов в картер и вынос масляного тумана в атмосферу. Повышенный расход масла на угар может происходить и в исправном двигателе, если уровень масла выше необходимого. Количество сгоревшего масла зависит от теплового и нагрузочного режима работы двигателя, от взаимного положения колец. В условиях интенсивного роста автомобильного парка для уменьшения затрат на техническое обслуживание автомобилей возникла потребность в методах диагностики, позволяющих быстро определять неисправности двигателей и их систем в начальный период. Метод сравнительного опознавания, при котором заключение о техническом состоянии двигателя дается не по абсолютной величине выходного параметра, а по форме характеристики его изменения, ныне применяется все чаще. Данный метод может применяться для измерения таких быстро изменяющихся характеристик, как вибрационные колебания или волны давления. Рассмотрим техническое состояние двигателя при помощи переносного электрического устройства. Состояние проверяемого двигателя определяется по характеру изменения во времени угловой скорости вращения коленчатого вала не нагруженного двигателя в процессе контрольного цикла «пуск—разгон — замедление (после выключения зажигания) — остановка» путем сопоставления полученных регистрации с данными двигателей той же марки, состояние которых принято за эталон. Переносной блок В (рис. 7) получает сигналы от электромагнитного датчика СМ, устанавливаемого на двигателе и регистрирующего скорость вращения какого-либо его элемента, например, венца маховика. Число оборотов коленчатого вала определяется сравнением частоты сигналов датчика СМ с частотой импульсов эталонного генератора О. Полученная информация вместе со вспомогательными сведениями по двигателю (номер, принадлежность, дата и т. д.) передается на регистрирующий прибор Е (магнитофон). Затем информация расшифровывается и обрабатывается с помощью ЭВМ. Блоки А и С служат соответственно для питания систем и зарядки батареи Б. Спаренный переключатель П1—П2 используется для включения различных элементов схемы в процессе контроля двигателя. |
Интересное
Навигация
Реклама
Рекомендуем
После проявления и сушки пластины измеряются почернения спектрограмм при помощи микрофотометра.На основании данных, полученных при расшифровке спектров эталонов, по методу наименьшей суммы квадратов отклонений строятся градуировочные графики. Концентрации элементов в пробе масла определяются при помощи полученных градуировочных графиков по таблицам логарифмов или антилогарифмов.
Осциллограммы низкого напряжения системы зажигания: размыкание контактов прерывателя; общая энергия катушки и конденсатора разряжается в виде затухающих колебаний, которые продолжаются в процессе искрового разряда; при прекращении искрового разряда оставшаяся энергия катушки также проявляется в форме затухающих колебаний
|